«Венец безбрачия» или рассказывали девочке сказку…

shutterstock_8987689Хочу подробнее остановиться на детских сценариях.

Ранее мы говорили о том, что маленький «профессор» в каждом ребенке тестирует реальность и выбирает лучший способ сохраниться, исходя из своего детского представления о мире и опыта. Такой же реальностью для ребенка являются сказки. Хорошо написанные сказки и мастерски прочитанные, оказывают магическое действие на детей, вызывают трансовое состояние, при котором степень внушаемости высока. Ребенок идентифицирует себя с главными героями. И …может принять собственное решение.

Мне вспоминается один терапевтический случай.

В кабинет вошла удивительной красоты девушка, которая оказалась еще и большая умница. Поводом для консультации были трудности в отношениях с мужчинами. Анне(назовем ее так) было 36 лет. Но, несмотря на то, что она мечтала о семье и детях, На тот момент она все еще была не замужем.

Наши совместные исследования детских взаимоотношений в ее семье не выявили психотравматики: девочка росла в прекрасной дружной семье и была любима родителями и братом.

Во взрослом реальном опыте было несколько любовных отношений и отношения с несвободным мужчиной. Ни одни из них не завершились браком.

Странно, что к девушке проявляли интерес и свободные мужчины, которые могли бы быть ей достойными женихами, но Анна ограничивалась с ними только дружескими отношениями.

В процессе работы Анна рассказала, что когда она представляет себя в ЗАГСе на церемонии бракосочетания, она испытывает чувство огромной потери и печаль. Эта эмоциональная составляющая дала ключ к разгадке истории.

Помните, как в сказке: «Многие рыцари состязались, что бы получить в жены красавицу принцессу. И вот появился прекрасный рыцарь на белом коне, прошел с честью все испытания и увез с собой принцессу.»

А вот сейчас, самое время вспомнить, что задача ребенка выжить и вырасти в родительской семье, и, он понимает или скорее чувствует слово «УВЕЗ», как большую опасность. Детская телесно-эмоциональная память зафиксировала это событие, как большой стресс, угрозу для жизни.

- «Всегда ли бывает так?»- Спросите вы.
- «Так что теперь, детям сказки не читать?»
- Конечно не всегда. Это еще раз подтверждает наше убеждение о том, что реакции нашей психики очень индивидуальны. Для какого- то ребенка, у кого детская история драматична, не комфортна, подобная сказка может оказать прямо противоположный эффект, и надежда на прекрасного принца поможет выжить и вырасти. Помните бессмертные слова Ф. Тютчева:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,

Каждый из нас является феноменом, т.е. такого никогда не было раньше и не будет потом. Тем и интересна наша профессия, где каждая встреча эксклюзивна.

Вернемся к нашей Анне.

Проявления нашей внешней реальности есть проекция нашей внутренней реальности. В данном случае инфантильная внутренняя реальность на «взрослое событие» являлась стрессом.

Дальнейшая работа была направлена на трансформацию зафиксированной телесно-эмоциональной памяти…

…Мы снова проверяем вместе с Анной ее реакцию на гипотетическую ситуацию бракосочетания ( внутренняя реальность).

Телесно-эмоциональная реакция изменилась: «стала ресурсной»,- как говорим мы, психологи.

Вот так уж мы все устроены:

сводим к минимуму не ресурсные (неприятные) ощущения тела
и
тиражируем ресурсные (приятные).

психолог Тимурова Любовь